Формируемые компетенции
|
В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции. Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общекультурными компетенциями: способностью представить современную картину мира на основе целостной системы имеющихся и приобретаемых научных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры; способностью к анализу социально-значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни; готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии; способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций; владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний; способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций; владением средствами самостоятельного, методически правильного использования приемов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Выпускник, освоивший программу, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: способностью ориентироваться в базовых положениях филологической теории, применять их с учетом особенностей современного развития науки, владением методами оценки научных исследований, интеллектуального труда; способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности; способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал словесности; способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал в его истории; способностью и готовностью изучать и использовать язык как материал в современном состоянии; знанием тенденций развития строя и употребления языка; готовностью и способностью воспринимать и оценивать современные литературные процессы, знать опубликованные в последнее время наиболее значительные произведения словесности и уметь их анализировать; знанием отечественного устного народного творчества; знанием древнерусской и классической литературы; знанием новейшей русской литературы; знанием античной литературы; знанием зарубежной литературы; способностью и готовностью вести корректную дискуссию в печати и в устных выступлениях; способностью к работе в многонациональном коллективе, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способностью в качестве руководителя подразделения, лидера группы работников формировать цели команды, принимать решения в ситуациях риска, учитывая цену ошибки; способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей профессиональной деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований; готовностью демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности; способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания; способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией; владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Выпускник, освоивший программу «Литературное творчество», должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа: литературно-творческая деятельность: четким осознанием литературного творчества как словесного искусства, обладающего неисчерпаемыми идеологическими и эстетическими ресурсами, а потому играющего важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества, его мировоззрения и культуры; способностью и готовностью, сознавая свою ответственность перед читателями, постоянно совершенствовать свое писательское мастерство, опираясь как на классические образы отечественной и зарубежной литературы, так и на достижения современной филологической науки; литературно-критическая деятельность: готовностью и способностью в литературно-критической работе анализировать и оценивать идеологическую и эстетическую составляющие литературного процесса, прогнозировать перспективы его развития; литературно-переводческая деятельность: готовностью и способностью в переводческой работе глубоко анализировать идеологическую и эстетическую сторону переводимой литературы, основательно изучать историю и современное положение страны, где создана переводимая книга; культурно-просветительская деятельность: способностью к осуществлению просветительской и воспитательной работы в сфере публичной и частной жизни, владением методами пропаганды научных достижений; способностью и готовностью к выступлениям на радио и телевидении, в Интернет-проектах, чтению лекций, встречам с читателями, в ходе которых пропагандируются русская классическая и современная литература и культура, значение русского языка как орудия культуры и материала словесности; способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического развития славянства, его культуры, языка и словесности как важнейших духовных составляющих данного процесса; аналитическая деятельность: способностью и готовностью к эстетическому анализу творческого процесса, истории и современного состояния языка и словесности с целью выявления наиболее значимых процессов в этих областях для объективной, всесторонней и обобщенной оценки явлений, вызывающих дискуссии в науке и споры в обществе; научно-исследовательская деятельность: способностью и готовностью применять современные методы исследования языка и словесности; готовностью изучать классические филологические труды отечественных и зарубежных ученых; способностью создавать на базе аналитических данных и знаний, полученных из изучаемой специальной литературы и творческого опыта, научно-исследовательские работы в сфере отечественной и зарубежной филологии; идеологическая деятельность: способностью и готовностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем в историческом развитии, к самостоятельному формированию и отстаиванию собственных мировоззренческих позиций; способностью и готовностью к выступлениям на радио и телевидении, в Интернет-проектах, чтению лекций, встречам с читателями, в ходе которых пропагандируются русская классическая и современная литература и культура, значение русского языка как орудия культуры и материала словесности; способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического развития славянства, его культуры, языка и словесности как важнейших духовных составляющих данного процесса; аналитическая деятельность: способностью и готовностью к эстетическому анализу творческого процесса, истории и современного состояния языка и словесности с целью выявления наиболее значимых процессов в этих областях для объективной, всесторонней и обобщенной оценки явлений, вызывающих дискуссии в науке и споры в обществе; научно-исследовательская деятельность: способностью и готовностью применять современные методы исследования языка и словесности; готовностью изучать классические филологические труды отечественных и зарубежных ученых; способностью создавать на базе аналитических данных и знаний, полученных из изучаемой специальной литературы и творческого опыта, научно-исследовательские работы в сфере отечественной и зарубежной филологии; идеологическая деятельность: способностью и готовностью к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем в историческом развитии, к самостоятельному формированию и отстаиванию собственных мировоззренческих позиций; способностью и готовностью понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности, в том числе содержание современного литературного процесса, развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию; способностью к созданию оригинальных художественных и общественно значимых произведений словесности; способностью и готовностью осуществлять свою творческую деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; готовностью к оправданному изменению вида и характера своей профессиональной деятельности в области литературного творчества; знанием теории стиха и прозы; знанием теории драмы; способностью и готовностью к созданию на многосторонней и объективной научной основе литературно-критических статей и книг; способностью и готовностью объективно и глубоко разбираться в точках зрения мнениях других специалистов и давать им справедливую оценку; способностью и готовностью к предиздательской подготовке и редактированию текстов художественной словесности и текстов «нехудожественных» стилей
|